?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Начиная с понедельника 14 декабря два скорых поезда сообщением Томск – Новосибирск и Барнаул – Новосибирск приступили к полноценной работе. Проводить составы пришли руководители Западно-Сибирской железной дороги и представители администрации Новосибирска и области.


_MG_3999.jpg

Пассажиров приглашают на посадку за 30 минут до отправления. Тем, кто ранее пользовался ускоренным электропоездом следует быть внимательнее. Электричка отправлялась с путей, предназначенных для пригородных поездов, выход к ним осуществлялся через пешеходный мост. Скорый поезд будет отходить от платформ, пройти к которым можно через зал ожидания вокзала Новосибирск-Главный.


Poezd_Tomsk_Novosibirsk_5000_pix.jpg


Вагоны и классы обслуживания
Поезда состоят из пяти вагонов: одного купейного и четырех сидячих. В третьем вагоне расположено девять купе, каждое из которых вмещает по четыре человека. При покупке билета можно выбрать верхнюю или нижнюю полку, если вы хотите ехать без попутчиков, можно выкупить все купе целиком. В каждом вагоне есть два туалета, один из них оборудован душем, розетки размещены в общем коридоре.


2.
_MG_2041.jpg


3.
_MG_1976-1.jpg


4.
_MG_4038.jpg

Вагон с местами для сидения вмещает 56 человек. В составе их четыре, в одном из которых можно перевозить домашних животных. Кресла достаточно широкие, шаг составляет 80 сантиметров, а спинка откидывается на 45 градусов. Салон просторный и светлый, компоновка может отличаться в зависимости от вагона, так, например, в некоторых салонах могут быть установлены персональные светильники. За обогрев отвечает мощная комбинированная система отопления, способная работать как на электроэнергии, получаемой от электровоза, так и на угле. Для пассажиров предусмотрено две туалетные комнаты, они работают в течение всей поездки. В салоне есть несколько розеток которые можно использовать для зарядки телефонов, планшетов и ноутбуков. В составе отсутствует система развлечения, поэтому внутри тихо и можно отдохнуть, а не смотреть безвкусные сериалы, как это приходится делать пассажирам некоторых автобусов. Большим минусом является отсутствие столиков, они есть только в одном вагоне и всего у четырех сидений. Для того, чтобы облегчить процесс чаепития, проводники выдают пассажирам металлические подносы.


5.
_MG_2002.jpg


6.
_MG_2150.jpg


7.
_MG_1968-2.jpg


8.
_MG_2003-2.jpg


9.
_MG_2012.jpg

Сейчас в «ФПК» прорабатывают вопрос организации горячего питания. У проводника можно купить чай, кофе, шоколад и выпечку. Пока есть растворимый кофе, но в будущем планируется установка кофемашин. К оплате принимаются только наличные деньги, цены выше магазинных, так, например, стакан чая обойдется в 20 рублей.


10.
_MG_4019-2.jpg


11.
_MG_4034.jpg


Ценовая политика и льготы
Скорый поезд № 141/142 стал самым дешевым транспортом между Томском и Новосибирском, поездка в сидячем вагоне обойдется в 443 рубля, в купе 1553 рубля. Для сравнения, минимальный тариф в автобусе по этому маршруту составляет 652.80 рубля, полет на самолете обойдется в 935 рублей (авиасообщение будет отменено в конце декабря – примечание).

Все пассажиры могут участвовать в программе лояльности «РЖД Бонус», за каждый билет начисляются баллы, которые можно потратить на премиальную поездку. Кроме того, на проезд действуют скидки для детей и школьников, с полным списком льгот и документов, необходимых для их получения можно ознакомиться на официальном сайте «РЖД».


12.
_MG_3399.jpg


На что следует обратить внимание путешествуя на поезде:
1. Российские железные дороги работают по московскому времени, его указывают на билетах, станционных часах и расписание. Разница с местным составляет для Томской, Новосибирской областей и Алтайского края +3 часа, для Кемеровской области +4 часа;
2. Билет можно приобрести не только в кассах и терминалах самообслуживания, но и на сайте «РЖД», при этом не требуется оплачивать дополнительные сборы и комиссии;
3. Пассажиры, купившие билет на сайте, могут пройти процедуру электронной регистрации, после чего, для посадки в поезд потребуется только предъявить паспорт;
4. Билеты начинают продавать за 30 дней до даты поездки, а за 10 минут до отправления продажа прекращается;
5. Вокзал станции Томск-2 начинает работать с 6:00, а поезд отправляется в 4:57 по местному времени. Если вы не успели заранее приобрести билет, это можно сделать у проводника в штабном вагоне.
6. Вместимость поезда более 200 человек, это означает что проблем с наличием свободных мест быть не должно.


13.
_MG_1967-2.jpg


Трансфер в Толмачево
Для удобства пассажиров, следующих в международный аэропорт Толмачево, время прибытия и отправления поезда привязали к пригородным электричкам западного направления. В Федеральной пассажирской компании пообещали, что избавят клиентов от необходимости перехода по путепроводу, пересадка будет кроссплатформенной (составы подаются на разные пути с выходом на одну платформу – примечание).

На электропоезде пассажиры смогут добраться до станции Обь миновав городские пробки. Время в пути между Новосибирском-Главным и Обью – 29 минут. Оплатить проезд можно будет у кассира прямо в вагоне электрички, правда ему придется показать билет из скорого поезда.

На станции Обь нужно сделать пересадку, поездка до аэропорта займет 10-15 минут. Такси можно заказать при помощи специального терминала, установленного в зале ожидания вокзала, стоимость проезда составит 99 рублей. За проезд на автобусе теперь также придется заплатить, бесплатный трансфер отменен с 16 декабря.

«Добраться до железнодорожной станции Обь от терминала аэропорта возможно на автобусе № 111, № 112 до остановки «Северная 2-я» или на маршрутном такси № 312 до остановки «магазин Березка», а также возможно воспользоваться услугами такси», – говорится в сообщении справочной службы Толмачево.

По данным пресс-службы аэропорта, жители Томска, прибывшие по поезде, с минимальным ожиданием смогут улететь в Абакан, Екатеринбург, Иркутск, Краснодар, Мирный, Москву, Нижневартовск, Новый Уренгой, Санкт-Петербург, Стрежевой, Улан-Удэ, Уфу, Алма-Ату, Бишкек, Дубай, Шымкент, и Душанбе. В обратном направление пересадку смогут сделать томичи, прибывшие из Владивостока, Иркутска, Казани, Красноярска, Магадана, Ноябрьска, Челябинска, Астаны, Бангкока, Гоа, Еревана, Намангана, Ташкента и Худжанда. С полным перечнем направлений можно ознакомиться в разделе «Расписание» на официальном сайте международного аэропорта Толмачево.


14.
_MG_2322.jpg


Что говорят о новом поезде
Большинство пассажиров положительно отзываются о новом составе, в основном споры вызывает слишком ранее отправление из Томска, однако, как показывает практика и в пять часов утра находятся желающие уехать.

К сожалению, в социальных сетях было много негатива, связанного с запуском новых поездов. в основном все сообщения сводились к слишком долгому для «скоростного» поезда времени в пути. Дело в том, что некоторые коллеги журналисты, не став разбираться в специфике железнодорожного транспорта назвали поезд «скоростной электричкой», что вызвало путаницу у пассажиров (в Новосибирске электропоезда отправляются от отдельного пригородного вокзала). При этом сами железнодорожники таких заявлений не делали. В нашей стране есть четкая классификация в отношения наименования поездов, ее определяет Приказ №99 Министерства транспорта от 18 июля 2007 «О критериях определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования».

«4. По скорости движения поезда подразделяются на:
а) скоростные - маршрутная скорость движения которых составляет более 91 км/час;
б) скорые - маршрутная скорость движения которых от 50 до 91 км/час;
в) пассажирские - маршрутная скорость движения которых не превышает 50 км/час».

Маршрутная скорость учитывает остановки и стоянки, для нового состава этот показатель варьируется от 71 до 72 км/ч в зависимости от направления следования. Таким образом поезд Томск – Новосибирск является скорым.

Сейчас представители Западно-Сибирского филиала «Федеральной пассажирской компании» проводят анкетирование пассажиров, на основе результатов которого будут вноситься изменения в перечень предоставляемых услуг и расписание движения. Однако следует помнить, что на Транссибирской магистрали очень оживленное движение и свободных ниток
графика может не быть.

В целом поезд очень чистый, светлый и оставляет положительные впечатления от поездки. В вагонах есть несколько маленьких недостатков, надеюсь, что в ближайшее время их исправят.


15.
_MG_2007-3.jpg


16.
_MG_2415.jpg

17.
_MG_3406.jpg


18.
_MG_4074.jpg


19.
_MG_4077.jpg


20.
_MG_4081.jpg

Благодарю пресс-службу Западно-Сибирской железной дороги и Западно-Сибирский филиал «ФПК» за помощь в организации съемок.

Олег Асратян / aos1986.livejournal.com


Смотрите также:
- Со скоростью экспресса. РЖД представили поезд, который соединит Томск и Новосибирск.

Featured Posts from This Journal

Comments

( 38 comments — Leave a comment )
Дмитрий Кречетов
Dec. 21st, 2015 11:48 pm (UTC)
Немного поправочек.

1. Главный недостаток этих вагонов - прекрасно виден на фото 6 и 11. Около третьи пассажиров всю дорогу вынуждено любоваться наклейкой на стене. Считаю, что это - полная импотенция проектировщиков. Можно же было как-нибудь поиграться с планировкой, чтобы этого избежать.

2. Ну и то, что весь вагон оклеен в стиле "вырвиглаз" тоже во многом говорит о вкусе (точнее его полном отсутствии) у РЖД-менеджмента.

3. Небольшая ошибочка. Шаг кресел не 80 см, а 100 - 110 см, возможно, в этих вагонах даже чуть больше (сужу по фото и планировке, сам пока не ездил).

4. Отсутствие столиков удивило. Интересно, что завода эти вагоны шли со столиками, зачем их демонтировали - непонятно.

5. А вот то, что хватило ума не ставить телевизоры - безусловный плюс.

Edited at 2015-12-22 03:01 am (UTC)
aos1986
Dec. 26th, 2015 02:46 pm (UTC)
1. "Главный недостаток этих вагонов - прекрасно виден на фото 6 и 11. Около третьи пассажиров всю дорогу вынуждено любоваться наклейкой на стене. Считаю, что это - полная импотенция проектировщиков. Можно же было как-нибудь поиграться с планировкой, чтобы этого избежать".
Поезд идет в темное время суток (зимой) поэтому пока особо любоваться не на что. Лично я не заметил дискомфорта, большую часть пути провел в работе: расшифровывал звук и писал текст. В новых электропоездах Демиховского завода такая особенность тоже есть. Думаю, что несовпадения шага кресел и окон может вызвать неудобство для тех, кто впервые едет по этому маршруту или для пассажиров с детьми, остальные пассажиры не будут на этом заострять внимание.

2. "Ну и то, что весь вагон оклеен в стиле "вырвиглаз" тоже во многом говорит о вкусе (точнее его полном отсутствии) у РЖД-менеджмента".
Причем тут «РЖД-менеджмент»? Вагоны оформляли силами сотрудников депо.
Лично мне наклейки не нравится, но я встречал пассажиров, которые положительно отзывались об оформление вагона. А вообще, думаю, что для того, чтобы делать заявления о вкусе того или иного человека, нужно быть искусствоведом, насколько я понял, у Вас подобного образования нет.

3. "Небольшая ошибочка. Шаг кресел не 80 см, а 100 - 110 см, возможно, в этих вагонах даже чуть больше (сужу по фото и планировке, сам пока не ездил)".
Я указал шаг кресел на основе той информации, что мне по запросу предоставила пресс-служба Западно-Сибирской железной дороги.

4. "Отсутствие столиков удивило. Интересно, что завода эти вагоны шли со столиками, зачем их демонтировали - непонятно".
Насколько я понял, вагоны прошли капитальный ремонт, в ходе которого столики сиденья заменили. В новых креслах столик не предусмотрен конструкцией. Возможно отказались из соображений экономии. Во всяком случае, до того момента пока не ввели горячее питание, ничего страшного в отсутствие столиков нет.

5. "А вот то, что хватило ума не ставить телевизоры - безусловный плюс".
Я за телевизоры, но только в том случае, если звук будет транслироваться не на общий канал, а в индивидуальные разъемы и прослушать его можно будет подключив наушники. Сейчас сотрудники «ФПК» опрашивают пассажиров на предмет необходимости тех или иных услуг, телевизоры в анкете есть. Мне кажется, что от них откажутся, во-первых, многие пассажиры против этого, они предпочитают отдыхать в дороге, а во-вторых это дополнительные расходы в том числе и на уплату авторских отчислений. Я думаю, что в этой ситуации оптимальным вариантом будет WI-FI кинотеатр.


Edited at 2015-12-26 02:48 pm (UTC)
Дмитрий Кречетов
Dec. 27th, 2015 11:36 pm (UTC)
1. Шаг кресел с шагом окон не совпадает и у электропоездов ДМЗ, и у "Ласточек", и у многих других, то только у ТВЗ и Вагонмаша ширина стойки практически равна расстоянию между креслами. У кузовов ДМЗ стойки намного уже (хотя по современным меркам тоже слишком широкие), у "Ласточек" и прочих буржуйских поездов они такие, что практически не мешают. В целом, я понимаю, что перепроектировать кузов изначально спального вагона под сидячку слишком дорогое удовольствие, но поиграться с шагом и расположением кресел, чтобы свести этот недостаток к минимуму, можно было. Топорная работа.
Насчёт людей - кому-то окно не нужно, кому-то нужно, пакость в том, что это даже не узнать заранее (вариант проехаться, составить себе схему и сохранить на будущее - не предлагать). Тот же "Алтай-Пригород" составил схему планировки своих сидячих вагонов как раз с указанием таких мест и выложил на сайте, то есть там можно самому заранее выбрать удобное место, а здесь нет.

2. Уж простите, но чтобы определить китч - не надо быть искусствоведом, нужно просто иметь некоторое базовое чувство меры. Тематическое оформление лучше всего ограничить журналом в кармане кресла, максимум, можно оформить вагон в тусклых монотонных тонах, чтобы глаза не резало. Пример качественного подобного оформления - тематические поезда в Новосибирском метро.

5. Общий телевизор однозначно в топку, даже через наушники. Индивидуальные - я за, но это дорого. Впрочем, за это я не переживаю, думаю, большинство их вряд ли одобрит. Даже в автобусах уже их нет, хотя лет десять назад прямо эпидемия была.
aos1986
Dec. 29th, 2015 05:04 pm (UTC)
Шаг кресел с шагом окон не совпадает и у электропоездов ДМЗ, и у "Ласточек", и у многих других, то только у ТВЗ и Вагонмаша ширина стойки практически равна расстоянию между креслами <…> Тот же "Алтай-Пригород" составил схему планировки своих сидячих вагонов как раз с указанием таких мест и выложил на сайте, то есть там можно самому заранее выбрать удобное место, а здесь нет.

Это хорошая идея, ее не сложно реализовать, я передам в ФПК. Спасибо.
Дмитрий Кречетов
Dec. 22nd, 2015 12:21 am (UTC)
Ну и, надеюсь, Вы не против, если на комментарий к предыдущему посту я отвечу уже здесь.

> Я не буду судить о жизнеспособности того или иного поезда и о том, сколько он проработает, судя по сайту "РЖД", пассажиры пользуются поездом до Томска, может быть еще недостаточно активно, но загрузка есть.

Ну по Томскому поезду пока 15 - 20%, пик был только в пятницу вечер, да и то не дотянули до 50%. По барнаульскому всё намного хуже. Но согласен с тем, что итоги подводить пока рано, нужно несколько месяцев на прикатку.

> Конечно в Яшкино живут люди, а еще они живут в Басандайке, Межениновке и даже в Сураново. Это не означает что поезд, тем более скорый должен останавливаться у каждого столба, иначе путь будет занимать не четыре часа, а все пятнадцать. Кстати, в Болотной остановка есть.

Зачем юродствовать? Это, конечно, не пригородный поезд, но и не скоростной. В Европе подобные поезда называют redional, и они имеют довольно частные остановки (обычно не реже 20 км). И Яшкино - это совсем не Басандайка, а крупный посёлок с населением 15 тыс. человек, причём автомобильно достаточно отрезанный и от Томска, и от Новосибирска.
Ну и посмотрим другие примеры:
Новосибирск - Новокузнецк (электричка) - 10 промежуточных остановок (в среднем каждые 40 км). Причём, на мой взгляд, Изынский нужно добавить (там рядом крупный ПГТ Горный), но это поезд "Кузбасс-Пригорода", которому пассажиры НСО не особо интересны.
Новосибирск - Омск (электричка) - 9 промежуточных остановок (в среднем каждые 63 км). Также ИМХО ещё пару остановок не помешало бы, хотя на этом направлении объективно мало крупных населённых пунктов.
Новосибирск - Барнаул (ускоренные электропоезда со стыковкой по Черепаново) - 16 промежуточных остановок (каждые 13,5 км). При этом эти электрички по времени в пути быстрее поезда от ФПК.

Когда Новосибирск - Томск обслуживал "Экспресс-Пригород", то тоже помимо нынешних Юрги и Болотной были остановки на Новосибирске-Восточном, Мошково, Тайге, возможно ещё где-то (уже не помню). Яшкино, правда, и тогда совершенно необоснованно пропускали (как понимаю, из-за проблем с кузбасскими властями, они не хотели её заказывать).

При этом, подчеркну, во всех перечисленных маршрутах прямых пассажиров менее половины, большинство едут именно до промежуточных пунктов. Поэтому надо понимать, что без промежуточных пассажиров новые поезда от ФПК никогда не наполнить, не говоря уже о том, что это важная социальная поддержка жителей удалённых о областных центров населённых пунктов.

Если хотите, чуть позже могу изложить свои мысли, зачем ФПК вдруг вообще решило взяться за такие межрегиональные поезда, при этом с откровенно слабой проработкой графика и прочих деталей.

Edited at 2015-12-22 04:12 am (UTC)
linkin_pork
Dec. 24th, 2015 06:53 pm (UTC)
Зачем взялись за такие поезда? Цель явно политическая, поскольку ПДС из 5-6 вагонов приносят только убытки, измеряемые в десятках миллионов рублей в год. Причем, социально значимые поезда, типа Красноярск-Абакан (через Ачинск) и им подобные они отменяют. Вероятно, планируют выбивать под это дотации как с регионов, так и федералов. Ну и второе - показать востребованность дневных скорых и скоростных поездов, как аргумент для выделения средств на различные околоВСМные проекты по стране.
Проблема с промежуточными пунктами в том, что минимальный ПДСный тариф составляет рублей 250, хоть на 1 км, а жители того же Яшкино видимо в какую-нибудь Юргу ездят чаще, чем в Новосибирск или Томск. Вторая проблема - отсутствие касс "экспресс-3" на многих небольших станциях, а на электронные продажи в таких населенных пунктах особо рассчитывать не стОит. Видимо, поэтому не стали делать остановку в Тайге-2, хоть она и находится более-менее в пешей доступности.
Насчет непродуманности графиков - может и прорабатывали нормально, ведь ранне-утренние поезда пока заполняются примерно так же, как и вечерние. Одинаково тухло:-) Пока что. Там ведь еще много факторов, в частности, обслуживание составов, возможность проложить нормальные нитки в нужное время, и т д. Поскольку на пассажирах в данном формате денег не заработать, возможно, решили хоть подсократить расходы.
Дмитрий Кречетов
Dec. 25th, 2015 07:32 am (UTC)
Вот я пришёл к такому же выводу (о том, что, прикатав эти поезда, РЖД-ФПК вскоре потребует от регионов дотаций и будет шантажировать отменами). Скорее всего, это произойдёт уже в следующем году, много факторов указывает на это.

А вообще, весь этот процесс явно запущен ещё в конце нулевых, когда явно целенаправленно стали препятствовать пригородным компаниям осуществлять межрегиональные и дальние пригородные перевозки. Пик этого - 1 января 2013 года, когда фактически закрыли возможность организовывать рейсы свыше 200 км.

При этом процесс продолжается. В Новосибирске недавно (точно не отследил, но точно во второй половине 2015 года) убрали всю информацию о стыковках с расписаний и сайта. Эта информация была всю историю существования "Экспресс-Пригорода", а теперь всё, как будто их нет. Вряд ли глупость, больше похоже на приказ сверху.

На фото фрагмент расписания на о.п. Центр (Новосибирск). Стыковочная ускоренная электричка Новосибирск - Черепаново, конкурент поезду от ФПК, но о том, что она стыкуется с Черепаново - Барнаул никакой пометки.
(https://fotki.yandex.ru/next/users/krechetd/album/95007/view/831060)
aos1986
Dec. 29th, 2015 05:46 pm (UTC)
Вот я пришёл к такому же выводу (о том, что, прикатав эти поезда, РЖД-ФПК вскоре потребует от регионов дотаций и будет шантажировать отменами). Скорее всего, это произойдёт уже в следующем году, много факторов указывает на это.
Если поезда будут иметь хорошую наполняемость, датировать их не придется, во всяком случае так говорили представители Западно-Сибирской железной дороги на презентации в Томске. Что касается субсидий, в этом нет ничего плохого, перевозки авто- и авиаперевозчики получают компенсации на некоторые направления, почему железнодорожники не имеют право на это?

А вообще, весь этот процесс явно запущен ещё в конце нулевых, когда явно целенаправленно стали препятствовать пригородным компаниям осуществлять межрегиональные и дальние пригородные перевозки. Пик этого - 1 января 2013 года, когда фактически закрыли возможность организовывать рейсы свыше 200 км.
О каких препятствиях Вы говорите? В случае с Новосибирском, все маршруты самостоятельно закрыл «Экспресс-Пригород». Билет в электропоезд стоил дороже чем на автобус, а поездка железной дороге занимала больше времени, естественно это отпугнуло пассажиров. Во всяком случае «ЦППК» (central_ppk) имеет несколько ускоренных маршрутов которые вполне успешно работают

При этом процесс продолжается. В Новосибирске недавно (точно не отследил, но точно во второй половине 2015 года) убрали всю информацию о стыковках с расписаний и сайта. Эта информация была всю историю существования "Экспресс-Пригорода", а теперь всё, как будто их нет. Вряд ли глупость, больше похоже на приказ сверху.
Я думаю вопрос следует задать представителям компании «Экспресс-Пригород», на сайте «Алтай-Пригорода» есть пометка «С пересадкой».


Edited at 2015-12-29 05:48 pm (UTC)
krechet_d
Jan. 3rd, 2016 11:21 pm (UTC)
> Если поезда будут иметь хорошую наполняемость, датировать их не придется, во всяком случае так говорили представители Западно-Сибирской железной дороги на презентации в Томске.

Вот честно не верю. Инфраструктурная ставка единая для всей РЖД, плата за аренду локомотива и обслуживание вагонов по различным депо отличается, но не думаю, что в Новосибирске она вдруг существенно ниже, чем в других городах. Пока по РЖД прибыльны местные поезда только по направлениям из Москвы и СПБ. остальные все в убытках. Новосибирск - Омск в том году пытались отменить два раза, Новосибирск - Новокузнецк дотируется Кемеровской областью (плохо дотируется, к слову, два года назад долг за него был огромный, не было денег даже отправить электропоезд на КР, из-за чего предлагался абсурдный вариант переставить из него кресла в обычную пригородную электричку, к счастью, ситуацию удалось временно "разрулить" без вандализма). И перечисленные мной маршруты пока заполняются существенно лучше.
Впрочем, насчёт конкретных цифр пусть лучше ответит linkin_pork, если я правильно угадал, кто это, то он в этом вопросе разбирается профессионально.

> Что касается субсидий, в этом нет ничего плохого, перевозки авто- и авиаперевозчики получают компенсации на некоторые направления, почему железнодорожники не имеют право на это?

Я не спорю, вопрос только в эффективности и размерах. Так уж сложилось, что денег в местных бюджетах сейчас впритык, чтобы добавить что-то, скорее всего придётся обрезать что-то другое. Так, для справки, в прошлом году Алтайский край перечислил "Алтайпригороду" примерно 215 млн. рублей (пишу по памяти), в этом году запланировано 256 млн. рублей. При этом у "Алтайпригорода" 25 - 28 пар ежедневно. из них 9 на теплотяге (которая заведомо дороже в эксплуатации), летом к ним ещё 5 - 7 пар добавляется.
Если на поезд Барнаул - Новосибирск потребуются дотации в объёме 50 млн. рублей (по оценке linkin_pork, не доверять ему у меня нет смысла, он специалист), то это + 20%. Сомневаюсь, что край это осилит, а даже если осилит, то экономически и социально гораздо эффективней потратить их на усиление ЖД сообщения внутри края.

> О каких препятствиях Вы говорите? В случае с Новосибирском, все маршруты самостоятельно закрыл «Экспресс-Пригород». Билет в электропоезд стоил дороже чем на автобус, а поездка железной дороге занимала больше времени, естественно это отпугнуло пассажиров.
Немного не так было. Да, электропоезда примерно с 2009 года стали убыточными по ряду причин, дотаций за них не платили. Но в начале 2010 года их забрала фПК, причём добровольно-принудительно (по инсайдерской информации, прибыльный Новосибирск - Омск "Экспресс-Пригород" отдавать не хотел, но на них надавили сверху из РЖД). И именно ФПК предпочли все их отменить, даже Новосибирск - Омск свели к символическим 3 парам в неделю, что сильно распугало пассажиров.
По Н-ск - Томск потом было пару попыток возродить в пригородном виде как формально "стыковочные электропоезда" с сменой номера по Юрге-1, но дальше совещаний дело не пошло.

Edited at 2016-01-03 11:24 pm (UTC)
krechet_d
Jan. 4th, 2016 04:16 am (UTC)
Продолжу.

Но вообще-то я говорил о том. сто с 1 января 2013 года РЖД фактически запретило организовывать пригородные (в т.ч. и ускоренные) маршруты свыше 200 км. Если раньше достаточно было просто сменить номер в пути, то теперь обязательная пересадка. Кое-где удалось её сделать формальной (то есть фактически дальше идёт тот же состав), но закладка стоянки на это дело в 20 - 40 минут стала обязательной, как стало невозможным позиционировать такие поезда как единый маршрут.
По Западно-Сибирскому региону, например, пострадало направление Новосибирск - Чулымская - Барабинск. Количество "пересадочных" пассажиров сократилось на 30% (это отражено в отчёте "Экспресс-Пригорода" за 2013 год). При этом это "околостолбовой" поезд, ориентированный прежде всего на "ближних" пассажиров, доля "дальних" в нём невелика. По многим другим маршрутам ситуация намного катастрофичней, в европейской части России многие поезда были просто отменены, собственно, это одна из причин кризиса весны 2015 года.
Да, можно более длинный маршрут заявить как скорый 8** или 1**, но есть одна "маленькая" тонкость. Плату за инфраструктуру РЖД в этом случае придётся платить перевозчику в объёме 100%, тогда как если поезд пригородный, то 99% платы за инфраструктуру покрывает федеральный бюджет (такая поддержка, в текущих условиях на мой взгляд необходимая). Сейчас доля расходов за инфраструктуру составляет примерно 40 - 50% (чем длиннее маршрут, тем выше, потому что в остальных расходах велика "постоянная" составляющая).
А теперь просто абстрактный пример. Предположим, на некотором маршруте расходы составляют 100 млн рублей в год, из них 50% - инфраструктурная составляющее. Доход от продажи билетов, компенсации за провоз льготников и прочее - 60 млн. рублей в год. Если этот поезд пригородный, то получаем, что почти 50 млн. рублей покрывает государство, 50 млн. - прочие расходы, и остаётся прибыль в 10 млн. рублей в год (20%) - весьма неплохо. Но если заявить этот поезд как скорый, то получаем убыток в 40 млн. рублей (40%), который придётся закрывать местному бюджету (денег в котором обычно на это нет).

> Во всяком случае «ЦППК» (central_ppk) имеет несколько ускоренных маршрутов которые вполне успешно работают.

В Москве потоки на порядок выше, в регионах даже в самых пассажиронапряжённых коридорах (таких, как Н-ск - Новокузнецк) такого нет, поэтому местные поезда убыточны. А к слову, что за маршруты? Они выше 200 км?

> Я думаю вопрос следует задать представителям компании «Экспресс-Пригород», на сайте «Алтай-Пригорода» есть пометка «С пересадкой».

Да задал, конечно, уже. Пока отписки, а в случае "вагонов повышенной комфортности" прямо предлагают воспользоваться 143-м поездом...
krechet_d
Jan. 4th, 2016 04:16 am (UTC)
А в общем, спор как-то растянулся и увяз в деталях. Постараюсь резюмировать моё мнение.

Я всецело за развитие железнодорожного сообщения между регионами Западной Сибири. При нашем климате, с нашим состоянием междугородних дорог именно местные ЖД перевозки должны стать транспортным каркасом, держащим регионы. Новосибирск с Барнаулом, Кемерово и Томском должны, по-хорошему, связывать две пары в сутки, утром и вечером.

Но надо понимать, что прямую прибыль от пассажирских ЖД перевозок у нас не получить, а возможности дотаций со стороны местных бюджетов сильно ограничены. Поэтому важно получить как можно большую отдачу и при ограниченных вложениях. Разводить конкуренцию, как произошло в случае с направлением Н-ск - Барнаул, когда два поезда от разных перевозчиков по времени почти перекрывают друг друга, недопустимо, это негативно сказывается на экономике обоих поездов. Поэтому нужно их уместить в один формат.
Электрички дёшевы (всего 231 рубль весь маршрут), удобны для пассажиров до промежуточных пунктов (на участке Усть-Тальменская - Черепаново останавливаются везде), но неудобны для "дальних" пассажиров, готовых платить за комфорт. Собственно, это и нужно исправить. В идеале ещё и убрать пересадку, но пока это нереально (нет двухсистемного подвижного состава, плюс административные проблемы, о которых писал выше).

И на направлениях на Н-ск - Томск и Н-ск - Кемерово нужно развивать именно такой формат. И да, не будет особым грехом, если, к примеру на самом обделённом транспортом участке Тутальская - Яшкино такой поезд будет останавливаться на всех остановках, как обычная электричка, + 10 минут при общем времени в пути 4 ч 15 минут для "дальних" пассажиров не критичны (+4% всего). Беда, на самом деле, прежде всего в административных препонах. Но если их удаться преодолеть, получим межрегиональное сообщение совсем иного уровня, чем сейчас.
aos1986
Jan. 4th, 2016 02:50 pm (UTC)
– «Я всецело за развитие железнодорожного сообщения между регионами Западной Сибири. При нашем климате, с нашим состоянием междугородних дорог именно местные ЖД перевозки должны стать транспортным каркасом, держащим регионы. Новосибирск с Барнаулом, Кемерово и Томском должны, по-хорошему, связывать две пары в сутки, утром и вечером».
И по этому Вы предлагаете тормозить поезда возле каждого столба, чтобы поддержать стереотип о медлительности и отсталости перевозок по железным дорогам.


– «Но надо понимать, что прямую прибыль от пассажирских ЖД перевозок у нас не получить, а возможности дотаций со стороны местных бюджетов сильно ограничены. <…> В идеале ещё и убрать пересадку, но пока это нереально (нет двухсистемного подвижного состава, плюс административные проблемы, о которых писал выше)».
Каждый перевозчик вправе открыть столько маршрутов, сколько может обслужить исходя из своих возможностей. График движения выбирается так же исходя из возможностей оператора и железной дороги, а пассажир выбирает то, что ему удобно. В конце концов летом из Богашево вылетало два рейса в московский аэропорт Домодедово с разницей в пять минут. Пассажиры выбирают авиакомпанию исходя из своих возможностей. Что мешает это делать пассажирам поездов?


– «И на направлениях на Н-ск - Томск и Н-ск - Кемерово нужно развивать именно такой формат. И да, не будет особым грехом, если, к примеру на самом обделённом транспортом участке Тутальская - Яшкино такой поезд будет останавливаться на всех остановках, как обычная электричка, + 10 минут при общем времени в пути 4 ч 15 минут для "дальних" пассажиров не критичны (+4% всего). Беда, на самом деле, прежде всего в административных препонах. Но если их удаться преодолеть, получим межрегиональное сообщение совсем иного уровня, чем сейчас».
На основе чего Вы посчитали время +10 минут? Вы учли дополнительный расход электроэнергии на разгон и торможение? Вы посчитали число потенциальных пассажиров, для которых эти остановки делаются?

Вы сами себе противоречите, пишите, что поезда убыточны, что денег на субсидии нет, и сами предлагаете увеличить издержки путем введения дополнительных остановок.
Еще раз повторю, если считаете, что настолько хорошо разбираетесь в транспорте, идите работать на железную дорогу и меняйте ситуацию.
aos1986
Jan. 4th, 2016 02:30 pm (UTC)
«Но вообще-то я говорил о том. сто с 1 января 2013 года РЖД фактически запретило организовывать пригородные (в т.ч. и ускоренные) маршруты свыше 200 км. <...> Сейчас доля расходов за инфраструктуру составляет примерно 40 - 50% (чем длиннее маршрут, тем выше, потому что в остальных расходах велика "постоянная" составляющая).
А теперь просто абстрактный пример. Предположим, на некотором маршруте расходы составляют 100 млн рублей в год, из них 50% - инфраструктурная составляющее. Доход от продажи билетов, компенсации за провоз льготников и прочее - 60 млн. рублей в год. Если этот поезд пригородный, то получаем, что почти 50 млн. рублей покрывает государство, 50 млн. - прочие расходы, и остаётся прибыль в 10 млн. рублей в год (20%) - весьма неплохо. Но если заявить этот поезд как скорый, то получаем убыток в 40 млн. рублей (40%), который придётся закрывать местному бюджету (денег в котором обычно на это нет).»

В ваших сообщениях есть маленькая неувязочка, почему-же «РЖД» не «запретило» поезд «Просторы Алтая», оператором которого является компания «Алтай-Пригород»? А вообще, хочу спросить, почему Вы до сих пор не работаете на железной дороге?

«В Москве потоки на порядок выше, в регионах даже в самых пассажиронапряжённых коридорах (таких, как Н-ск - Новокузнецк) такого нет, поэтому местные поезда убыточны. А к слову, что за маршруты? Они выше 200 км?»
Причем тут потоки, Вы пишите, что «РЖД» запрещает ППК перевозить пассажиров на дальние расстояния. Я не собираюсь проверять «теорию заговора» и просчитывать расстояния между станциями. Если Вам это доставляет удовольствие, можете заняться самостоятельно. Список маршрутов ЦППК есть на официальном сайте.


«Да задал, конечно, уже. Пока отписки, а в случае "вагонов повышенной комфортности" прямо предлагают воспользоваться 143-м поездом...»
Приведите цитату из ответа или его скан. Вы сделали вывод о том, что «ФПК» пытается произвести рейдерский захват маршрутов на основе того, что Вам предложили альтернативный Вариант поездки?



Edited at 2016-01-04 02:31 pm (UTC)
aos1986
Jan. 4th, 2016 02:04 pm (UTC)
Вот честно не верю. Инфраструктурная ставка единая для всей РЖД, плата за аренду локомотива и обслуживание вагонов по различным депо отличается, но не думаю, что в Новосибирске она вдруг существенно ниже, чем в других городах <…> Впрочем, насчёт конкретных цифр пусть лучше ответит linkin_pork, если я правильно угадал, кто это, то он в этом вопросе разбирается профессионально.

Надо же, какая прелесть, словам заместителя начальника дороги он не верит, а сообщениям, написанным с фейкового аккаунта верит. Я журналист и привык доверять фактам, а еще я знаю, что такое социальные сети и как они работают.

Я лично не знаю человека, который зарегистрированы под ником linkin_pork. В профиле нет никакой информации о личности и профессии, нет ссылок на аккаунты в других социальных сетях. Все что есть, это то, что человек якобы живет в Москве и что его день рождения 11 сентября. Писать с него может кто угодно, хоть несколько человек. В конце концов Вы сами могли завести подобный аккаунт, и самостоятельно ссылаться на свои же сообщения, написанные от другого имени.

Я ссылаюсь на руководителя дороги с которым я разговаривал, его слова записаны на диктофон и видео, в случае необходимости я могу из подтвердить в суде. В данной ситуации (заявляют, что поезд прибыльный, а на самом деле убыточный), ответственность достоверность информации ложится на должностное лицо.

В настоящий момент я не знаю, как формируются те или иные платежи, но, если захочу, могу выяснить. Ваши слова по поводу ставок на аренду электровозов и вагонов, прибыльности/убыточности тех или иных маршрутов, это всего лишь набор букв, ничем не подкрепленный. Поэтому, я никак не буду комментировать эту информацию.


Я не спорю, вопрос только в эффективности и размерах. <…> Так, для справки, в прошлом году Алтайский край перечислил "Алтайпригороду" примерно 215 млн. рублей (пишу по памяти), в этом году запланировано 256 млн. рублей. При этом у "Алтайпригорода" 25 - 28 пар ежедневно. из них 9 на теплотяге (которая заведомо дороже в эксплуатации), летом к ним ещё 5 - 7 пар добавляется.
Если на поезд Барнаул - Новосибирск потребуются дотации в объёме 50 млн. рублей (по оценке linkin_pork, не доверять ему у меня нет смысла, он специалист), то это + 20%. Сомневаюсь, что край это осилит, а даже если осилит, то экономически и социально гораздо эффективней потратить их на усиление ЖД сообщения внутри края.

Думаю не Вам судить о эффективности использования бюджета в том или ином регионе. По поводу комментариев все тоже самое, не могу комментировать информацию, непонятно откуда взявшуюся.

Немного не так было. Да, электропоезда примерно с 2009 года стали убыточными по ряду причин, дотаций за них не платили. Но в начале 2010 года их забрала фПК, причём добровольно-принудительно (по инсайдерской информации, прибыльный Новосибирск - Омск "Экспресс-Пригород" отдавать не хотел, но на них надавили сверху из РЖД). И именно ФПК предпочли все их отменить, даже Новосибирск - Омск свели к символическим 3 парам в неделю, что сильно распугало пассажиров.
По Н-ск - Томск потом было пару попыток возродить в пригородном виде как формально "стыковочные электропоезда" с сменой номера по Юрге-1, но дальше совещаний дело не пошло.
В виду ряда каких причин они стали нерентабельными? Можно узнать источник Вашей «инсайдерской» информации?

aos1986
Dec. 26th, 2015 10:49 am (UTC)
В данном случае речь идет о Западно-Сибирском филиале ФПК, к поезду Красноярск-Абакан он отношения не имеет. Что касается дотации, не вижу в этом ничего плохого, федеральный и региональные бюджеты субсидируют автомобильный и авиационный транспорт, почему железнодорожники не имеют права на субсидии? В конце концов, если региональные власти заботятся о жителях, они сделают все для того, чтобы они могли комфортно передвигаться.

Из Яшкино до «какой-нибудь» Юрги можно без проблем добраться на электричке (пять пар в сутки) или на транзитном поезде, для чего там останавливать дополнительный состав?

По поводу Тайги-2, от в первую очередь от остановки там отказались из-за того, что там нет достаточного числа пассажиров. От Тайги до Томска едут томичи, которым нужно уехать на поезде или электричке в восточном направлении. Все составы на восток идут от станции Тайга-1, я очень сильно сомневаюсь, что кто-нибудь пойдет вечером по незнакомому городу на другую станцию для того, чтобы сесть на поезд. К тому-же, примерно это-же время в Томск отправляется электричка, проезд на которой дешевле, что существенно для пассажиров многие из которых студенты. Если-же вы «заботитесь» о тех, кому нужно из Юрги в Тайгу, то там и без этого поезда много других составов (в том числе и электрички).

Кстати, отсутствие «Экспресс-3» не проблема, билет можно выписать непосредственно в поезде: «6. Вокзал станции Томск-2 начинает работать с 6:00, а поезд отправляется в 4:57 по местному времени. Если вы не успели заранее приобрести билет, это можно сделать у проводника в штабном вагоне».

Кстати, мне очень интересно, откуда Вы взяли данные о размере убытков от пассажирских поездов? Таких сведений в открытом доступе нет.
linkin_pork
Dec. 26th, 2015 11:54 am (UTC)
1. "В данном случае речь идет о Западно-Сибирском филиале ФПК, к поезду Красноярск-Абакан он отношения не имеет. Что касается дотации, не вижу в этом ничего плохого, федеральный и региональные бюджеты субсидируют автомобильный и авиационный транспорт, почему железнодорожники не имеют права на субсидии? В конце концов, если региональные власти заботятся о жителях, они сделают все для того, чтобы они могли комфортно передвигаться."

По сути совершенно согласен, но по содержанию... Весь вопрос в наличии свободных финансов для дотаций и об их эффективности для того или иного маршрута. Свободных средств ни у регионов, ни у федералов нет, по крайней мере на железнодорожный транспорт. Также, дотация на одного пассажира в поезде типа 141/142 при нормальной загрузке должна составлять процентов 70, т.е. человек платит за билет 500 рублей, а государство доплачивает 1300. При всём этом в Томской области уже какой год собираются отменить социально значимый поезд на Белый Яр (возможно, в грядущем году из-за урезания федеральных дотаций для ФПК к этому снова вернутся), практически убито пригородное сообщение в Кузбассе итд итп.

2. "Из Яшкино до «какой-нибудь» Юрги можно без проблем добраться на электричке (пять пар в сутки) или на транзитном поезде, для чего там останавливать дополнительный состав?"

Электричек - 3 пары в сутки. "Транзитный поезд" - смотрите стоимость проезда и их расписание, я думаю, для проезда Яшкино-Юрга ими не пользуется ни одного пассажира в сутки, как это происходит по всей стране. Останавливать "дополнительный состав" (а это не просто некий дополнительный состав, а поезд регионального значения, единственный в сутки) в любом случае имеет смысл, если суммарый пассажиропоток поезда до данной станции и выручка от него существенны и гораздо выше роста расходов/потери дальнего пассажиропотока, то нужно останавливать.

3. "По поводу Тайги-2, от в первую очередь от остановки там отказались из-за того, что там нет достаточного числа пассажиров."

Да, с конфигурацией узла Тайга ничего не сделаешь, поэтому транзитные пассажиры отпадают, к сожалению. Остаются пассажиры из Тайги в Новосибирск, а также до иных станций, которым данный поезд предпочтительнее иного транспорта.

4. "Кстати, отсутствие «Экспресс-3» не проблема, билет можно выписать непосредственно в поезде: «6. Вокзал станции Томск-2 начинает работать с 6:00, а поезд отправляется в 4:57 по местному времени. Если вы не успели заранее приобрести билет, это можно сделать у проводника в штабном вагоне»."

Это хорошо. Только лавочку могут и прикрыть, как на остальных поездах, если проводники начнут злоупотреблять собираемым наликом, например.

5. "Кстати, мне очень интересно, откуда Вы взяли данные о размере убытков от пассажирских поездов? Таких сведений в открытом доступе нет."

Очень многое есть. Есть годовые отчеты ФПК, есть прейскурант ФСТ за пользование жд инфраструктурой пассажирскими поездами, есть информация о суммах убытков по конкретным поездам, которые ФПК отменила за последние годы.
aos1986
Dec. 29th, 2015 05:27 pm (UTC)
По сути совершенно согласен, но по содержанию... Весь вопрос в наличии свободных финансов для дотаций и об их эффективности для того или иного маршрута. Свободных средств ни у регионов, ни у федералов нет, по крайней мере на железнодорожный транспорт. Также, дотация на одного пассажира в поезде типа 141/142 при нормальной загрузке должна составлять процентов 70, т.е. человек платит за билет 500 рублей, а государство доплачивает 1300. При всём этом в Томской области уже какой год собираются отменить социально значимый поезд на Белый Яр (возможно, в грядущем году из-за урезания федеральных дотаций для ФПК к этому снова вернутся), практически убито пригородное сообщение в Кузбассе итд итп.
Вы приводите конкретную сумму для конкретного поезда, откуда Вы берете эти цифры. Поезд Томск – Белый Яр никто не собирается отменять. Этот маршрут субсидируется государством и работает в своем обычном режиме. Вопрос по поводу пригородного движения на Кузбассе следует задать маетным властям.

Электричек - 3 пары в сутки. "Транзитный поезд" - смотрите стоимость проезда и их расписание, я думаю, для проезда Яшкино-Юрга ими не пользуется ни одного пассажира в сутки, как это происходит по всей стране. Останавливать "дополнительный состав" (а это не просто некий дополнительный состав, а поезд регионального значения, единственный в сутки) в любом случае имеет смысл, если суммарый пассажиропоток поезда до данной станции и выручка от него существенны и гораздо выше роста расходов/потери дальнего пассажиропотока, то нужно останавливать.
Странно, к по данным сайта «РЖД» на 30 января от Яшкино до Юрги четыре пары электропоездов, по данным сайта «Кузбасс-Пригорода» – три. Не могу сказать с чем это связанно, но на мой взгляд и три электропоезда для этого направления вполне достаточно.

Да, с конфигурацией узла Тайга ничего не сделаешь, поэтому транзитные пассажиры отпадают, к сожалению. Остаются пассажиры из Тайги в Новосибирск, а также до иных станций, которым данный поезд предпочтительнее иного транспорта.
Тайга крупный железнодорожный узел, там останавливается много транзитных поездов. По данным сайта «РЖД», в пятницу 22 января от станции Тайга-1 до Новосибирска-Главного проследует 11 поездов (!!!!), стоимость проезда от 700 рублей. Как Вы считаете, стоит-ли останавливать еще один состав на второстепенной станции ради посадки/высадки двух-трех человек?
linkin_pork
Dec. 30th, 2015 09:27 am (UTC)
"Вы приводите конкретную сумму для конкретного поезда, откуда Вы берете эти цифры."

Из составляющих расходов по поезду однозначно известны плата за ж-д инфраструктуру (составляет около 50% расходов) и аренда локомотива (около 25%), примерно известна населенность (но ее можно взять за 70%, как очень оптимистичный рост на будущее), цены на билеты известны. Известны цифры убытков по аналогичным поездам ФПК и их населенность. Поэтому, приведенные выше цифры - это "нижняя планка" убытков, при весьма оптимистичном прогнозе, а на текущий момент они значительно выше.

"Поезд Томск – Белый Яр никто не собирается отменять. Этот маршрут субсидируется государством и работает в своем обычном режиме."

Его собирались отменять крайний раз 2 года назад, до этого еще год назад была большая буча. "Государством" - это кем, властями Томской области?

"Странно, к по данным сайта «РЖД» на 30 января от Яшкино до Юрги четыре пары электропоездов, по данным сайта «Кузбасс-Пригорода» – три. Не могу сказать с чем это связанно",

Это связано в первую очередь с косячностью сайта РЖД :-) Например, поезд 6181 он отображает в списке 2 раза, один раз до Юрги-1, второй до Юрги-2.

"По данным сайта «РЖД», в пятницу 22 января от станции Тайга-1 до Новосибирска-Главного проследует 11 поездов (!!!!), стоимость проезда от 700 рублей. Как Вы считаете, стоит-ли останавливать еще один состав на второстепенной станции ради посадки/высадки двух-трех человек?"

Поезда с лежачими местами, имеющими соответствующие тарифы, и по расписанию подстроенные под совсем другое сообщение, и медленные, для такого перемещения (до 200-400 км) пассажирам особо не нужны, что и подтверждается печальной статистикой РЖД. Ради двух-трех человек останавливаться не стОит, конечно, но их там ожидается и не 2-3.
Мой прогноз, что остановку в Тайге спустя какое-то время введут, так как у томского поезда однозначно есть и будут очень серьезные проблемы с населенностью и убыточностью. Также наверняка об этом будут писать сами пассажиры в разные общественные приемные РЖД, Минтранса и проч. Ну и РЖД наверняка благодаря этому будет пытаться разводить Тулеева на деньги, за то, что они возят пассажиров его региона.
aos1986
Dec. 31st, 2015 04:35 pm (UTC)
«Из составляющих расходов по поезду однозначно известны плата за ж-д инфраструктуру (составляет около 50% расходов) и аренда локомотива (около 25%), примерно известна населенность (но ее можно взять за 70%, как очень оптимистичный рост на будущее), цены на билеты известны. Известны цифры убытков по аналогичным поездам ФПК и их населенность. Поэтому, приведенные выше цифры - это "нижняя планка" убытков, при весьма оптимистичном прогнозе, а на текущий момент они значительно выше»
Я все равно не понимаю откуда Вы берете конкретную сумму убытков, выглядит примерно как «пальцем в небо». Приведите формулу, по которой вычислены эти цифры, естественно со ссылками на источники информации.

«Его собирались отменять крайний раз 2 года назад, до этого еще год назад была большая буча. "Государством" - это кем, властями Томской области?»
Если не ошибаюсь, администрацией области, если интересно, могу позже уточнить.

«Поезда с лежачими местами, имеющими соответствующие тарифы, и по расписанию подстроенные под совсем другое сообщение, и медленные, для такого перемещения (до 200-400 км) пассажирам особо не нужны, что и подтверждается печальной статистикой РЖД. Ради двух-трех человек останавливаться не стОит, конечно, но их там ожидается и не 2-3»
Во-первых, откуда у Вас данные по пассажиропотоку между Тайгой и Новосибирском? Во-вторых, давайте не будем сочинять сказки про медленные и неудобные поезда, про неудобное расписание и т.д. Еще раз повторюсь, между Тайгой и Новосибирском БОЛЬШЕ ДЕСЯТИ ПАР ПОЕЗДОВ, можно выбрать любой удобный вариант.
Давайте смотреть расписание на тоже 22 января, сразу оговорюсь, время московское!
* Поезд Томск – Новосибирск отправляется со станции Томск-1 в 2:20, время в пути от Томска-1 до Тайги-1 примерно 1:20. Таким образом состав гипотетически должен прибыть на станцию Тайга-1 в 3:40. Смотрим расписание на сайте «РЖД», в 3:40 в направлении Новосибирска отправляется скорый фирменный поезд №001М «Россия» Владивосток – Москва, время в пути до Новосибирска 3:09, билеты дорогие: СВ – 2731 рублей, купе – 1297 рублей, плацкарт – 1098 рублей.

Смотрим более доступный вариант. В 2:11 отправляется поезд №091И Северобайкальск – Москва, время в пути до Новосибирска 3:38, плацкарт 776 рублей. В 5:47 поезд № 399Н Томск – Анапа, время в пути 3:55, плацкарт 724 рубля.

* В обратном направлении поезд Новосибирск – Томск отправляется со станции Новосибирск-Главный в 14:20. В 15:04 из Новосибирска на восток отправляется поезд № 082И Москва – Улан-Удэ, время в пути до Тайги 3:26, билет в плацкартный вагон стоит 776 рублей. Состав прибывает в Тайгу в 18:30. Посчитаем во сколько туда должен прибыть Томский состав. Поезд Новосибирск – Томск отправляется со станции Юрга-1 в 16:36, время в пути от Юрги-1 до Тайги-1 примерно 1:05. Таким образом он должен прибыть в Тайгу в 17:41.

Я не вижу дорогих билетов, примерно столько-же стоит проезд в автобусе между Томском и Новосибирском, время в пути вполне приемлемое, менее четырех часов.



Edited at 2015-12-31 04:36 pm (UTC)
linkin_pork
Jan. 8th, 2016 04:38 pm (UTC)
> Я все равно не понимаю откуда Вы берете конкретную сумму убытков, выглядит примерно как «пальцем в небо». Приведите формулу, по которой вычислены эти цифры, естественно со ссылками на источники информации.

По оплате инфраструктуры - откройте сайт ФСТ РФ и найдите документ "Тарифы, сборы и платы на услуги, связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «РЖД», ОАО«ФПК», ОАО«АК «Железные дороги Якутии» и на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «РЖД», ОАО «АК «Железные дороги Якутии» при данных перевозках, а также правила их применения" и приложения к нему.", а также приложение 1-25 и приказы по ежегодной индексации. Там все прекрасно расписано, без особого труда получите цифры.
По аренде локомотивов - есть телеграммы РЖД от ЦЭУБ/ЦЗС по арендным ставкам локомотивов в пассажирском движении. Если не найдете, я Вам позже дам нужные цифры по Западно-Сибирской.
Предельная выручка от продажи билетов на поезд - это совсем просто.

> Если не ошибаюсь, администрацией области, если интересно, могу позже уточнить.

Там были не раз переговоры с областью о таком компенсировании, но сумма весьма серьезная, миллионов 50 в год. В то время как все пригородные поезда по Томской области умещаются в 20 млн в сумме. Как я понимаю, вопрос так и висит, по вполне объяснимым причинам. Просто в ФПК обратились большие уважаемые люди, когда отменяли в 2013-м году несколько десятков ПДС по всей стране, и сказали не перегибать палку.

> Во-первых, откуда у Вас данные по пассажиропотоку между Тайгой и Новосибирском? Во-вторых, давайте не будем сочинять сказки про медленные и неудобные поезда, про неудобное расписание и т.д. Еще раз повторюсь, между Тайгой и Новосибирском БОЛЬШЕ ДЕСЯТИ ПАР ПОЕЗДОВ, можно выбрать любой удобный вариант.

Потому что минимальный тариф - почти 800 руб в долбаном плацкарте на 230 км, это 3,4 рубля за 1 км пути. При маршрутной скорости 65 км/ч. Как и по всей стране, спрос на услугу в таком формате предсказуемо низок. Когда ходила электричка 813/814, поток Тайга-Новосибирск вполне был, в том числе и из соседних населенных пунктов люди так ездили. Никаких сказок, это жесткая реальность, с которой закономерно столкнулось РЖД в последние несколько лет и получает отток пассажиров и убытки.

Edited at 2016-01-08 04:40 pm (UTC)
aos1986
Dec. 31st, 2015 04:37 pm (UTC)
«Мой прогноз, что остановку в Тайге спустя какое-то время введут, так как у томского поезда однозначно есть и будут очень серьезные проблемы с населенностью и убыточностью. Также наверняка об этом будут писать сами пассажиры в разные общественные приемные РЖД, Минтранса и проч. Ну и РЖД наверняка благодаря этому будет пытаться разводить Тулеева на деньги, за то, что они возят пассажиров его региона»

Простите, а с какой стати Вы делаете прогнозы на плохую населенность поезда. Вы ездили по этому маршруту? Вы были в Томске, Новосибирске или Тайге, да вообще в Западной Сибири? Может быть Вы проводили исследование пассажиропотока или опрос пассажиров?

Лично мои знакомые томичи, которые бывают в Новосибирске высказываются против дополнительных остановок, всем важно меньшее время в пути до Новосибирска.

Кстати, для справки, 30 и 31 декабря в поездах от Томска до Новосибирска нет свободных мест в вагонах с местами для сидения, в состав дополнительно включен купейный вагон.
linkin_pork
Jan. 8th, 2016 04:49 pm (UTC)
> Простите, а с какой стати Вы делаете прогнозы на плохую населенность поезда. Вы ездили по этому маршруту? Вы были в Томске, Новосибирске или Тайге, да вообще в Западной Сибири? Может быть Вы проводили исследование пассажиропотока или опрос пассажиров?

Ездил. Был не раз. Я имею статистику перевозок по многим подобным поездам, и еще во время электрички 813/814 данный маршрут был гораздо слабее ряда межобластных поездов по стране, которые впоследствии и вовсе угробили. Чудес не бывает, требуемые для ПДС вагонов 8-10 на таком маршруте они никогда не наберут, это возможно только на некоторых дневных маршрутах от Москвы, и то не на всех.

> Лично мои знакомые томичи, которые бывают в Новосибирске высказываются против дополнительных остановок, всем важно меньшее время в пути до Новосибирска.

И что? Люди всегда преследуют собственные эгоистические интересы, это предсказуемо. Только перевозчика их мнение всерьез заинтересует, если они перестанут платить деньги за его услуги.

> Кстати, для справки, 30 и 31 декабря в поездах от Томска до Новосибирска нет свободных мест в вагонах с местами для сидения, в состав дополнительно включен купейный вагон.

Опять же, и что в этом удивительного? В дни новогодних праздников пассажиропоток на подобных направлениях возрастает раза в 3-4. Лучше бы они хоть плацкартник включили, раз больше свободных сидячек нет.
aos1986
Dec. 26th, 2015 03:12 pm (UTC)
"Ну и, надеюсь, Вы не против, если на комментарий к предыдущему посту я отвечу уже здесь".
Я против, отвечать нужно там, где изначально было обсуждение. В первую очередь, это неуважение к другим читателям, почему они должны вчитываясь в Ваши сообщения пытаться понять, о чем идет речь.

"Ну по Томскому поезду пока 15 - 20%, пик был только в пятницу вечер, да и то не дотянули до 50%. По барнаульскому всё намного хуже. Но согласен с тем, что итоги подводить пока рано, нужно несколько месяцев на прикатку."
Откуда данные о числе пассажиров?

"Зачем юродствовать? Это, конечно, не пригородный поезд, но и не скоростной. В Европе подобные поезда называют redional, и они имеют довольно частные остановки (обычно не реже 20 км). И Яшкино - это совсем не Басандайка, а крупный посёлок с населением 15 тыс. человек, причём автомобильно достаточно отрезанный и от Томска, и от Новосибирска."
Электропоезд имеет лучшие динамические характеристики чем поезд локомотивной тяги, поэтому может делать более частые остановки с меньшими потерями времени. Нужно понимать, что каждая остановка, это не только продолжительность стоянки, сюда входят время и электроэнергия на разгон и торможение. Все это увеличивает себестоимость перевозки и время в пути.
Жители так любимого Вами Яшкино Могут добраться до Юрги, Болотного и Тайги на электропоездах, а до Новосибирска и Томска на поездах локомотивной тяги. Кстати, Вы не находите, что отсутствие прямого автобусного сообщения показатель того, что между Томском и Яшкино нет стабильного и устойчивого пассажиропотока?

"Когда Новосибирск - Томск обслуживал "Экспресс-Пригород", то тоже помимо нынешних Юрги и Болотной были остановки на Новосибирске-Восточном, Мошково, Тайге, возможно ещё где-то (уже не помню). Яшкино, правда, и тогда совершенно необоснованно пропускали (как понимаю, из-за проблем с кузбасскими властями, они не хотели её заказывать)."
у электропоезда «Экспресс-Пригорода» был такой маршрут: Томск-2, Томск-1, Богашево, Юрга-1, Болотная, Мошково, Новосибирск-Восточный и Новосибирск-Главный. В то время, большая часть остановок не пользовалась популярностью, проводники много раз говорили, что пассажиры ехали от Томска до Тайги или по полному маршруту.

"При этом, подчеркну, во всех перечисленных маршрутах прямых пассажиров менее половины, большинство едут именно до промежуточных пунктов. Поэтому надо понимать, что без промежуточных пассажиров новые поезда от ФПК никогда не наполнить, не говоря уже о том, что это важная социальная поддержка жителей удалённых о областных центров населённых пунктов."
Задам традиционный вопрос, откуда у Вас данные о том, что конкретно на этом поезде менее половины пассажиров едет по прямому маршруту? К слову, во время моей поездки ни один пассажир не вышел из вагона на промежуточной остановке.


Edited at 2015-12-26 03:16 pm (UTC)
Дмитрий Кречетов
Dec. 28th, 2015 12:26 am (UTC)
> Я против, отвечать нужно там, где изначально было обсуждение. В первую очередь, это неуважение к другим читателям, почему они должны вчитываясь в Ваши сообщения пытаться понять, о чем идет речь.

Виноват. В оправдание могу сказать, что написал я достаточно подробно, и, судя по тому, что в обсуждение включился другой участник, проблем с пониманием не возникло. Но обещаю больше так не делать.

> Откуда данные о числе пассажиров?

Периодически проверяю по "Экспресс-3" перед отправлением. Вот, полчаса назад томский поезд отправился с заполнением чуть выше 50%, барнаульский традиционно едва-едва перевалил за 10%.
Да и информация от тех, кто уже ездил, это тоже подтверждает.

> Электропоезд имеет лучшие динамические характеристики чем поезд локомотивной тяги, поэтому может делать более частые остановки с меньшими потерями времени. Нужно понимать, что каждая остановка, это не только продолжительность стоянки, сюда входят время и электроэнергия на разгон и торможение. Все это увеличивает себестоимость перевозки и время в пути.
Ну так почему оператор тогда не выбрал электропоезд? Вопрос риторический на самом деле. Но в итоге по факту имеем пустые поезда.

> Кстати, Вы не находите, что отсутствие прямого автобусного сообщения показатель того, что между Томском и Яшкино нет стабильного и устойчивого пассажиропотока?

Не смешно, автобус - это не самолёт, ему дорога нужна.

> у электропоезда «Экспресс-Пригорода» был такой маршрут: Томск-2, Томск-1, Богашево, Юрга-1, Болотная, Мошково, Новосибирск-Восточный и Новосибирск-Главный. В то время, большая часть остановок не пользовалась популярностью, проводники много раз говорили, что пассажиры ехали от Томска до Тайги или по полному маршруту.

Пассажиропоток на участке Юрга - Нск спрос был достаточно весомым. Юрга - Томск, понятно, околонулевой по очевидной причине. Но вообще, да, тарифная политика и тогда не способствовала перемещению на короткие расстояния (Н-ск - Юрга стоило примерно на 20 - 30% дешевле полного маршрута, Н-ск - Болотная аналогично, автобус и обычная электричка раза в 2 - 2,5 дешевле).
Это, конечно, была ключевая ошибка, которая сильно подкосила тот поезд.

> Задам традиционный вопрос, откуда у Вас данные о том, что конкретно на этом поезде менее половины пассажиров едет по прямому маршруту?
Я не про конкретно этот поезд, а про все подобные маршруты, если они нормально организованы. Конкретно на этом поезде промежуточных пассажиров, понятно, минимум из-за отсутствия остановок для них и тарифной политики.
А так Новосибирск - Омск - огромная посадка по Чанам и Барабинску, по наблюдениям, дальше Чанов едут сильно меньше половины.
Новосибирск - Новокузнецк - Егозово (Ленинск-Кузнецкий) и Белово, далее Киселёвск, Прокопьевск, Это я сам видел неоднократно.
Новосибирск - Барнаул (электропоезда) - вообще сменяемость явно за 80%, сам в пятницу на нём ехал - на участке от Речного вокзала до Сеятеля был битком, люди стояли в тамбурах и проходах. Это конечно, другая крайность, на мой взгляд, в поезд обязательно нужно включить вагоны "повышенной комфортабельности", чтобы дальние пассажиры при желании могли гарантированно получить сидячее место за дополнительную плату. Я, кстати, как раз тереблю "Экспресс-Пригород" на эту тему.
Но тем не менее, это явно показывает, что этот поезд, если его искусственно не убьют, будет жить. А вот поезда от ФПК при первом же кризисе, скорее всего, сбросят. А если сбросят не их, а что-нибудь другое (тот же Томск - Белый Яр или ещё подрежут электрички), то это однозначно будет гораздо большим злом.

Edited at 2015-12-28 12:30 am (UTC)
aos1986
Dec. 29th, 2015 04:58 pm (UTC)
Ну так почему оператор тогда не выбрал электропоезд? Вопрос риторический на самом деле. Но в итоге по факту имеем пустые поезда.
Западно-Сибирский филиал не занимается обслуживанием электропоездов. У него нет электроподвижного состава, мощностей для его обслуживания, нет и специалистов. Плюс ко всему, что-то мне подсказывает что проводников для работы на электропоездах также готовят отдельно. Запуск электропоездов потребует дополнительных затрат, которые отразятся на стоимости билета, что отпугнет пассажиров.

Не смешно, автобус - это не самолёт, ему дорога нужна.
Я уже писал об этом, но повторюсь еще раз. У жителей Яшкино есть возможность добраться до Томска, Юрги, Больного и Новосибирска. Для этого есть транзитные поезда и электропоезда. Я передал Вашу просьбу об остановке в Яшкино руководителям Западно-Сибирского филиала ФПК, они проанализируют возможность и ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ и примут решение. Лично я считаю, что остановку не введут, в ней нет смысла.

А так Новосибирск - Омск - огромная посадка по Чанам и Барабинску, по наблюдениям, дальше Чанов едут сильно меньше половины. Новосибирск - Новокузнецк - Егозово (Ленинск-Кузнецкий) и Белово, далее Киселёвск, Прокопьевск, Это я сам видел неоднократно. Новосибирск - Барнаул (электропоезда) - вообще сменяемость явно за 80%, сам в пятницу на нём ехал - на участке от Речного вокзала до Сеятеля был битком, люди стояли в тамбурах и проходах. Это конечно, другая крайность, на мой взгляд, в поезд обязательно нужно включить вагоны "повышенной комфортабельности", чтобы дальние пассажиры при желании могли гарантированно получить сидячее место за дополнительную плату. Я, кстати, как раз тереблю "Экспресс-Пригород" на эту тему.
«Южное» и «Кузбасское» направления в Новосибирске всегда было загружено. Если не ошибаюсь, несколько лет назад «Экспресс-Пригород» уже включал в некоторые электропоезда вагоны повышенной комфортности, видимо эта услуга не прижилась.

Но тем не менее, это явно показывает, что этот поезд, если его искусственно не убьют, будет жить. А вот поезда от ФПК при первом же кризисе, скорее всего, сбросят. А если сбросят не их, а что-нибудь другое (тот же Томск - Белый Яр или ещё подрежут электрички), то это однозначно будет гораздо большим злом.
Направление Томск – Белый Яр субсидируется государством, поезд единственная связь с внешним миром для жителей многих поселков вдоль линии. По железной дороге доставляют продукты медикаменты и почту, перевозят больных. Администрация Томской области сделает все возможное чтобы маршрут продолжал работать том-же режиме что сейчас.



Edited at 2015-12-29 05:01 pm (UTC)
krechet_d
Jan. 2nd, 2016 11:36 pm (UTC)
> Запуск электропоездов потребует дополнительных затрат, которые отразятся на стоимости билета, что отпугнет пассажиров.
Тариф у ФПК единый для всей сети, при этом цены на проезд в общих, сидячих и плацкартных вагонах устанавливаются государством, так что просто поднять его невозможно. Ну так то да, Новосибирское отделение с 2010 года не работает с электропоездами, помимо кадров ещё, скорее всего, проблемы взаимодействия с ТЧ-32 и "Экспресс-Пригородом", моторвагонный подвижной состав есть только у них.

> У жителей Яшкино есть возможность добраться до Томска, Юрги, Больного и Новосибирска. Для этого есть транзитные поезда и электропоезда. Я передал Вашу просьбу об остановке в Яшкино руководителям Западно-Сибирского филиала ФПК, они проанализируют возможность и ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ и примут решение. Лично я считаю, что остановку не введут, в ней нет смысла.

Не понимаете. Немного издалека зайду. Дело в том, что я сам выходец из маленького городка (не Яшкино), и поэтому прекрасно понимаю, что потребность в удобной, быстрой, и доступной по цене связи с "центрами цивилизации" - это хоть и не главное условие для возможности жизни в таких посёлках (главное - это, разумеется, наличие рабочих мест с достойной зарплатой), но одно из важнейших, в пятёрке главнейших факторов точно. Когда есть возможность съездить в выходной "в город", а студенты, учащиеся там, могут скататься также в выходные к родителям - у жителей нет чувства оторванности. И поэтому, такую возможность нужно предоставлять, даже если она с т.з. прямой прибыли экономически нецелесообразна.
Насчёт возможностей. Дальних поездов от Яшкино до Томска две пары, оба через день, и один ночью, другой рано утром. Ночная поездка на такие расстояния - это сильно на любителя. С Новосибирском чуть получше, есть даже один поезд днём, но тариф от 700 рублей. Не критично, но для местных жителей достаточно дорого. Как показывают наблюдения, пассажиропоток на этих поездах из Яшкино что до Томска, что до Новосибирска околонулевой, практически только случайные пассажиры, которым нужно ехать именно в это время.
Основная масса пассажиров ездит на электричках/автобусах с пересадками по Тайге и Болотной. И тут тоже выбор, мягко говоря, не лучший. Яшкино - Томск полторы пары (одна ежедневная, одна по пятницам и выходным), время в пути около 5 часов. Яшкино - Новосибирск также полторы пары, время в пути от 5,5 часов. Это на самом деле очень долго, не говоря уже о комфорте такой поездки.

> Если не ошибаюсь, несколько лет назад «Экспресс-Пригород» уже включал в некоторые электропоезда вагоны повышенной комфортности, видимо эта услуга не прижилась.
Прижилась, и имеется на направлениях на Чулымскую - Барабинск и Черепаново, но именно в этом поезде загвоздка. Официальный ответ, что в используемый подвижной состав (электропоезд ЭД4М-0417) включить вагоны "повышенной комфортности" невозможно технически. Это да, но не понятно, почему нельзя заменить электропоезд на другой. Тем более на праздники его всё равно подменили более длинным. А так-то очевидно, что из-за высокой доли дальнего пассажиропотока спрос будет даже выше, чем в "околостолбовых" электричках.

> Направление Томск – Белый Яр субсидируется государством, поезд единственная связь с внешним миром для жителей многих поселков вдоль линии. По железной дороге доставляют продукты медикаменты и почту, перевозят больных. Администрация Томской области сделает все возможное чтобы маршрут продолжал работать том-же режиме что сейчас.
Но как минимум две попытки отменить были. Понятно, для администрации Томской области это недопустимо, именно поэтому, уверен, что если встанет вопрос об оптимизации убытков, скинут в первую очередь именно новосибирское направление.
Кстати, насколько сейчас область дотирует ЖД перевозки в год?

Edited at 2016-01-03 05:30 am (UTC)
untt
Dec. 22nd, 2015 05:40 am (UTC)
А как там с багажом?
Сколько стоит и куда пихать в вагоне?
Дмитрий Кречетов
Dec. 22nd, 2015 07:04 am (UTC)
Да как везде на ЖД. До 36 кг бесплатно, дальше за дополнительный багажный билет (порядка 15 - 20% от стоимости полного билета). Багаж никто не взвешивает, так что небольшой перегруз никто не заметит.
Размещение на багажных полках над окнами и стойках между креслами.
Негабарит вроде лыж пока бесплатно, а велосипед с недавних пор за дополнительный багажный билет. Разумеется, они должны быть в чехле.
По моему многочисленному опыту (не этого поезда, но многих других), проблем с размещением никогда не возникает, свободного места остаётся много.
as_foto
Dec. 22nd, 2015 09:06 pm (UTC)
36 кг бесплатного багажа в любом типе вагонов
aos1986
Dec. 26th, 2015 10:25 am (UTC)
Места для багажа много, в сидячем вагоне сумки можно разместить на полках, в купе на полках и в рундуках.
Норма провоза багажа от класса обслуживания, в стоимость проезда входит:
- В вагонах с местами для сидения - 20 кг.
- Купе - 36 кг.
Взвесить багаж можно в камере хранения на вокзале. Если есть перевес, оплатить в любой кассе.


Edited at 2015-12-26 10:26 am (UTC)
masonya
Dec. 22nd, 2015 01:40 pm (UTC)
Про льготы. Школьникам проезд тоже 50 процентов, как на поездах дальнего следования?
aos1986
Dec. 22nd, 2015 06:02 pm (UTC)
Да, на этом поезде действуют те-же льготы, что и на других составах формирования ФПК. Для школьников скидка 50%, предоставляется в период с 1 января по 31 мая, а также с 1 сентября по 31 декабря.
Для получения льготы необходимо предъявить справку учащегося, воспитанника очной формы обучения / Источник - http://pass.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5192&layer_id=3290&refererLayerId=3290&id=2151
as_foto
Dec. 22nd, 2015 09:13 pm (UTC)
с промежуточными остановками в любом поезде спор бывает. Сколько знаю поездов и фирменных электричек, столько и споров. Постепенно добавляют нужные остановки, правят расписание, но надо РЖД постоянно пинать через СМИ. В век Интернета очень удобно самому на сайте РЖД покупать билет, самому сразу выбирать место в вагоне, самому на своем принтере билет распечатать. По сему раннее отправление не сочту за проблему. По своему опыту могу сказать, что поезд раскручивается обычно более полугода. Потом люди привыкают, загрузка начинает медленно расти. С учетом указанных автором и в комментариях доработок маршрута пожелаю поезду загрузки и долгих лет работы ;)
aos1986
Dec. 23rd, 2015 06:48 pm (UTC)
Многим в принципе нравится такой график, можно приехать в другой город рано утром, сделать все дела и вечером уехать назад. Единственное что неудобно, это то, что в 5:20 еще не ходит общественный транспорт и на вокзал по любому нужно ехать на такси.

Что касается электронного билета, я им пользуюсь довольно давно, поэтому был очень удивлен, когда в Новосибирске увидел очереди в кассы)))
noname_all
Dec. 23rd, 2015 06:20 am (UTC)
Какой же колхоз с сидячим вагоном, расположение кресел так что половина попала в межоконный проём, а крючки для одежды это вообще звиздец. Ну и отсутствие столиков конечно контрольный.
aos1986
Dec. 23rd, 2015 06:42 pm (UTC)
Кстати об этом я совсем забыл)))
Если честно, сиденья, попадающие в межоконный проем я заметил спустя три часа после начала поездки, писал текст, по тому не обратил внимание. Сейчас это в принципе не критично (если конечно вы не едите с детьми), большую часть времени поезд идет в темное время суток.
diman_mik
Dec. 25th, 2015 08:34 pm (UTC)
Понравились фотографии! Ну а что сказать о маршруте, время покажет, во многом соглашусь с комментарием Димы Кречетова.
aos1986
Dec. 26th, 2015 03:19 pm (UTC)
Спасибо, в чем именно Вы согласны?
( 38 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Tags

Powered by LiveJournal.com